Суши с доставкой на дом

20.06.2017

А. Довженко использовал самые разнообразные кинокадры фронтовых операторов, в том числе и те, которыми в ту пору не принято было пользоваться, - случайные, маловыразительные, не отражавшие, по мнению редактуры и режиссуры, сущность событий. Снятые как бы менаду прочим, на ходу, в период работы над созданием киножурнала, киновыпуска или фильма, они обычно выбрасывались как нечто и ненужное. Довженко к этим операторским «отходам» по-иному. Он считал важным представить на экране и «мелочи» войны ради воссоздания объемной борьбы советского народа с гитлеровскими захватчиками. Второстепенное в руках большого художника приобрело новые свойства, оказалось существенным, приоткрыло новые стороны событий. Ему хотелось показать многомерность жизни на войне. Его поэтическое слово должно было опираться на многообразную картину событий, действий, поступков, на «детали» времени. Если вы хотите заказать суши, тогда посмотрите на суши с доставкой на дом и узнайте, сколько стоит доставка.

«Позволительно будет сказать, - отмечал Довженко в одном из своих выступлений после завершения работы над фильмом, - что кадры, которые привозили с фронтов операторы, играли роль семян. Семена эти в монтажных комнатах прорастали. Привезенные из одного и того же места - с войны, они запечатлели вид орудий, пожары, движущиеся войска и прочее. А из них получились различные картины. Иногда эти семена вытаскивались из корзин, куда они были выброшены. Я когда-то заставил Юлию Ипполитовну Солнцеву собрать мне из корзин па студии всю «грязь». Она бегала по всей студии. И все говорили: «Солнцева собирает «грязь». Ей отдавали все, что кто-то случайно снял. И из этого получилось «Весеннее наступление». Это те семена, которые переросли в патетические сцены, сцепы буранов, снегов, метелей, наступления войск. И когда все было смонтировано дикторским текстом, когда было приведено в порядок, получилась вместо грязи драгоценность».

В спорах со своими оппонентами по поводу правомерности таких художественных решений в документальном кино, когда при помощи монтажа и дикторского текста «приподнимается» отснятый материал, своим последователем он называл, одного из авторов документальной кинокартины «Освобождение Советской Белоруссии» (1944). Действительно, в этом фильме весьма ощутимо благотворное влияние документальной поэтики Довженко.



















К нам пришли

^